пятница, 8 февраля 2013 г.

сакральные места вбеларуси

28 ноября 1958 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к т. н. «святым местам», после которого повсеместно началась кампания фактически по уничтожению почитаемых народных святынь. В секретном отношении председателя Совета по делам РПЦ Карпова Г. к уполномоченным на местах от 22 апреля 1959 г. за 203/с высказывалось недовольство текущим положением дел по данному вопросу. Указывалось, что уполномоченные Совета ограничились лишь выявлением подобных «святых мест» и не предпринимали никакого участия в разработке мер по «прекращению паломничества и закрытию «святых мест». [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 23, л. 54-55.] Рекомендации здесь не отличались разнообразием: «прекратить», «закрыть», «запретить», «провести массовую политико-воспитательную работу среди населения», «выявить», «разоблачить», «привлечь к ответственности».

Престольным праздником в Бушмичах было «Успение» (28 августа), в этот день до 1950 г. «к святому месту под грушками» совершался крестный ход из Верховичской церкви. После 1950 года совершались только массовые молебны в часовне и около иконы на «Фоминой неделе» и на Успение, а также происходило освящение крестов. Прекращение проведения «крестных ходов» было связано с налагаемыми со стороны советских властей ограничениями в рамках общей политики государства по отношению к религии. В частности, священникам предписывалось при проведении богослужений ограничиваться пределами церковной ограды (согласно законодательства о культах богослужения под открытым небом запрещались). Но к святому месту «под грушками» поток паломников не иссякал, что и отмечалось уполномоченным в докладе по отчетному периоду за 1958 г. [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 24, л. 56]

В послевоенное время Бушмичи вместе с урочищем «Грушка» относились к православной приходской общине с центром в д. Верховичи, которая охватывала 16 населенных пунктов из Верховичского и Бушмичского сельсоветов. В это же время упоминается часовня «под грушками» «Успенская», возведенная в 1942 г. местными жителями. Здание часовни было деревянным, на каменном фундаменте, с жестяной крышей, вместимостью на 50-60 человек (30 м. кв.). С восточной от нее стороны «в малой ограде под грушками» находилась икона «Успения Божьей Матери», писаная на холсте. Вся территория «святого места» общей площадью 0,5 га была обнесена оградой и на 2/3 данное пространство было занято обетными крестами. В упомянутом выше докладе уполномоченного Совета по делам РПЦ сообщалось, что на 1953 год количество крестов насчитывалось более двухсот, на многих из них присутствовали надписи «за здравие, благополучие в жизни и благоденствие» с датировкой в диапазоне 1910-1953 гг. [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 14, л. 81-88].

Период «воинствующих атеистов»

**Термин «деревенские святыни» был введен в научный оборот А.А. Панченко, под ними понимались искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. См.: Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.

Здесь же упоминается, что упомянутая Прасковья в возрасте 16 лет выехала в Соединенные Штаты Америки, где ее следы благополучно и затерялись. Но «святое место» осталось. В настоящий момент на основе данных скудных сведений сложно судить об историчности описываемых событий, но очевидно, что изначальная традиция почитания этого места возникла в народной среде, а само сакральное место представляло собой культовый объект так называемого «народного православия», или иначе «деревенскую святыню».**

*Перевод: «Как-то утром девочка-подросток Парасковья из семьи Павлючиков из деревни Бушмичи пасла на пригорке овец около большой разлапистой груши. Приближался полдень, на небе ни одного облачка. Неожиданно под деревом появилась Божья Матерь в образе женщины. Вокруг нее сияли солнечные лучи. Девочка заплакала и рассказала женщине про свою долю сироты. Божья Матерь успокоила ребенка и сказала, что она будет здоровой и счастливой, после чего фигура исчезла. Люди поверили в рассказ сироты и стали считать это место святым. Проходили годы. Все события, которые там происходили, убедительно доказывали, что место это святое и что там нужно молиться за здоровье близких».

«Неяк ранцай дзячына-падлетак Параскоя з сям  Палючуко з вёск Бушмчы пасла на згорку авечак каля вялкай разгалстай грушы. Наблжася подзень, на небе нводнай хмарк. Раптам пад дрэвам з явлася Божая Мац  вобразе жанчыны. Навокал яе зхацел сонечныя праменн. Дзячына заплакала  распавяла жанчыне пра сваю срочую долю. Божая Мац супакола малую  сказала, што тая будзе здаровая  шчаслвая, пасля чаго выява знкла. Людз паверыл  расказ сротк  стал лчыць гэтае месца святым. ¶шл гады. Усякя здарэнн, якм там адбывался, пераканача даказвал, што месца гэта святое,  там трэба малцца за здарое блзкх»* [2. С. 142-143].

Еще один рассказ о возникновении этого культового места содержится в книге «Забытых таямнца чар» уже в виде легенды, в которой, правда, отсутствует какая-либо датировка событий, но приводится конкретное имя девушки-очевидца:

«Примерно в 1899 или 1900 году в полукилометре от д. Бушмичи, на горке под грушей какая-то девушка якобы видела «явление божьей матери». Другие женщины после стали говорить, что на этом месте видели «тайный свет». На место «явления божьей матери» приезжал становой пристав, который распорядился срезать старую грушу. Против станового пристава было массовое выступление женщин. Потом к этому месту началось массовое паломничество верующих. Привозили больных для «исцеления», брали «святую землю», а церковники собирали пожертвования. По «обету» - ставили кресты. Под грушками же была поставлена икона «божьей матери» с «неугасимой» лампадкой. Верующие люди собирались на этом месте поставить церковь, был заготовлен материал, но война 1914-1918 гг. помешала» [1. Ф. 1482, оп. 2, д. 14, л. 81-88].

В качестве наиболее раннего и, вероятно, единственного известного письменного источника по истории возникновения урочища «Грушка» можно привести отчетно-информационный доклад уполномоченного Совета по делам РПЦ по Брестской области за 2-й квартал 1953 г. В этом документе содержится запись воспоминаний жителя д. Бушмичи Пашкевича Петра Тимофеевича (1883 г.р.), современника описываемых событий:

На настоящий момент, возраст данного сакрального объекта составляет уже более столетия. Историю этого «святого места» частично удалось проследить по архивным документам, а именно в делопроизводстве уполномоченного Совета по делам РПЦ по Брестской области и Исполнительного комитета Каменецкого райсовета депутатов трудящихся Брестской области [1].

Одно из таких «святых мест», до сих пор не получившее широкой известности, находится в Каменецком районе у д. Бушмичи (Беларусь, Брестская область) и известно в народе под названием «Грушка» (встречались также варианты: «Под грушками», «Святая груша», «Грушевка»). Здесь автору статьи удалось побывать в августе 2009 года, хотя информация о нем начала накапливаться с 2003-го.

Культовые и сакральные места могут представлять интерес не только для этнографии, фольклористики, религиоведения и иных научных дисциплин, то также и для исследователей непознанного. Сакрализация отдельных географических объектов - в виде стихийно возникающих в народной среде «святых мест» («святынь народного православия») - зачастую со временем трансформируется в оформленный культ при той или иной конфессии и обрастает соответствующей инфраструктурой для паломников. И при этом вопрос о характере и природе изначального события, «чуда», послужившего причиной возникновения почитания того или иного участка земной поверхности, как бы отходит на второй план, становясь скорее предметом веры, нежели вопросом для исследования.

Белорусская «Грабарка»: святое место Каменецкого района

Познай свою карму и . Очистка кармы человека.

Передовые Samsung всегда были стандартом качества и функциональности.

В мире - происходит

→ → → Белорусская «Грабарка»: святое место Каменецкого района

Белорусская «Грабарка»: святое место Каменецкого района - Расследования на сайте Белорусского уфологического комитета

Комментариев нет:

Отправить комментарий